Из-за коррупциогенного фактора прокуратура Чувашии забраковала административный регламент Минобразования Чувашии об эмансипации несовершеннолетних

Из-за коррупциогенного фактора прокуратура Чувашии забраковала административный регламент Минобразования Чувашии об эмансипации несовершеннолетних
«Прокуратурой Чувашской Республики проведена антикоррупционная экспертиза Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления в Чувашской Республике, наделенными отдельными государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, государственной услуги «Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация)», утвержденного приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 08.05.2015 № 973.
В ходе экспертизы выявлен коррупциогенный фактор.
Так, Административным регламентом определен перечень документов, представляемых заявителем (заявителями) в орган опеки и попечительства для принятия решения об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация), в котором предусмотрены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания ребенка на территории соответствующего муниципального образования (выписки из финансового лицевого счета, выписки из домовой (поквартирной книги и т.п.)
При этом Административным регламентом непредставление указанных документов отнесено к числу оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Возможность истребования данных документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия данным регламентом не предусмотрена.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» c 31 декабря 2014 года документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, из перечня документов, предусмотренного частью 6 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, исключены.
Таким образом, положение Административного регламента, предусматривающее обязательное представление заявителем документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания ребенка на территории соответствующего муниципального образования, возлагает на заявителя дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством, обязанности, и допускает возможность необоснованного отказа в предоставлении государственной услуги.
В этой связи указанные положения Административного регламента свидетельствуют о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 («наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права»),- повествует пресс-служба прокуратуры Чувашии.
В надзорном органе отмечают: «Поскольку сохранение в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора способствует созданию условий для проявления коррупции, прокуратурой республики в адрес министра образования и молодежной политики Чувашской Республики внесено требование об изменении Административного регламента с целью исключения из него выявленного коррупциогенного фактора».