Варьировали число тиранозавров и обоняние цинодонтов

Варьировали число тиранозавров и обоняние цинодонтов
Деятели науки продолжают выстраивать мозаику эволюции, добывая в своих исследованиях для ее заполнения новые данные.
Порождаемая данным процессом с перманентной заменой отдельных ее частей и заполнением пробелов общая картина выглядит, должно быть, буквально фантастически.
Потому что - вариативна.
Причем - от самого своего истока, начала.
Так как имеются многочисленные версии, с чего конкретно все, собственно, начиналось, но подлинного и единственно верного варианта пока нет: он притаился в изначальной точке бесконечно далекой реальности.
Это, в том числе, порождает, видимо, и вариативность с последующими звеньями бескрайней цепочки.
Дело тут, без сомнения, не в одном лишь несовершенстве применяемых медот и инструментария - таковы, что называется, условия задачки, и деятели науки вынуждены подходить и приближаться к истине через варианты.
Что ж делать: когда начало цепочки толком и не разглядишь из-за слишком уж громадной протяженности - приходится довольствоваться тем ее отрезком, что попадается для изучения и осмысления.
Ну, и деятели науки - сиднем не сидят, баклуши не бьют.
Ныне вот - судя по пересказам специализирующихся на открытиях науки изданий - уточнили некоторые детали мира, в котором вполне еще бодрствовали динозавры.
era dinozavrovВ частности, штатовские палеонтологи (из Калифорнийского университета), основываясь на так назывемом законе Дамута (сопрягает массу тела вида с плотностью популяции животных), умудрились сосчитать, как повествует со сслыкой на публикацию в Science «Лента.ру», сколько примерно тираннозавров жило в меловой период: по их подсчетам вышло, что никак не меньше 2,5 млрд особей.


Ученые полагают, что диапазон возможной численности тираннозавров, живших во всем меловом периоде, варьируется от 140 миллионов до 42 миллиардов. Средняя плотность популяции могла составлять - около одной особи на 100 кв. км, а общая площадь ареала обитания - порядка 2,3 млн кв. км.
Такова представленная штатовскими деятелями науки вариативность по эволюции тиранозавров.
Ну, а «Элементы» - в своем пересказе публикации Journal of Paleontology - рассказали, как цинодонты (к этой группе животных относятся и предки млекопитающих, то есть - и предки людей) заполучили острое и развитое обоняние, причем - параллельно и практически одновременно в различных эволюционных линиях, и это являло важный этап не только в эволюции животных, связанный с совершенствованием обоняния и развитием теплокровности, но и, видимо, для человека.
Потому что устройство сложных носовых раковин и обоняние цинодонтов унаследовали в дальнейшем примитивные млекопитающие.
Прежде чем прийти к такому выводу, деятели науки проделали и томографический анализ трех найденныйх в муниципалитете Агудуна юге Бразилии черепов древних траверсодонтид (позднетриасовый вид цинодонтов) и анализ трехмерной реконструкции их носовых полостей.
«Учитывая сходство в строении носовых полостей изученных видов с носовой полостью массетогната, авторы также предположили, что, как и нынешние млекопитающие, траверсодонтиды (а может, и все высшие цинодонты) могли дышать двумя различными способами.
cinodonty obladali ostrym obonyaniemВ состоянии покоя (низкофизической активности) воздух вдыхался через ноздри и выдыхался также через них. Если же активность животного mir s dinozavramiрезко возрастала (например, во время бега), большая часть воздуха поступала через ноздри, но выдыхалась через рот: такой способ дыхания увеличивал потери воды и тепла, но способствовал охлаждению организма. Это было особенно важно для траверсодонтид, которые не только отличались сравнительно крупными размерами тела, но и жили преимущественно в теплых областях земного шара: в частности, и экзэретодон, и сириусгнат обитали в триасовой зоне субтропического климата, где среднегодовая температура составляла около 25°C - примерно как в современном Вьетнаме. Отложения формации Санта-Мария (Santa Maria Formation), в которых были найдены остатки экзэретодона, свидетельствуют о том, что в позднем триасе на этой территории климат был сезонным, и вслед за муссонными дождями наступали длинные периоды засухи. В таких условиях животным приходилось особенно тщательно контролировать потери вод — и сложные носовые раковины в том числе помогали цинодонтам минимизировать расход влаги при дыхании. Не лишним было и хорошо развитое обоняние: вместе с экзэретодонами в речных долинах обитали крупные хищные рептилии, такие как семиметровый престозух (Prestosuchus chiniquensis), и наилучшим способом избежать нападения было вовремя учуять притаившегося в засаде хищника. В целом исследование носовых полостей сириусгната и экзэретодона дополнило наши знания об эволюции носовой полости среди цинодонтов, в очередной раз подтвердив, что маммализация териодонтов, то есть приобретение терапсидами различных черт, характерных для млекопитающих, проходила одновременно в различных эволюционных линиях. Суровые условия позднего триаса — семиаридный климат с ярко выраженной сезонностью осадков и сосуществование с многочисленными рептилиями — только способствовали развитию у цинодонтов сложных носовых раковин и совершенного обоняния, которые в дальнейшем унаследовали примитивные млекопитающие,- отмечается в пересказе.
Такой вариант эволюции развития обоняния вышел у международной группы деятелей науки.
Разумеется, тут также присутствует вариативность.
Однако точность возможна, видимо, только лишь с появлением квантового механизма, способного перемещаться по времени и доставить к моменту начала начал.
Или варианта чего-то иного, обладающего данной способностью.